Среда
01.05.2024
15:09
Форма входа
Календарь новостей
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

От гимназии к лицею

Вопрос об открытии реального училища в городе Яранске уездное земство поднимало еще в 1872 году.

В 1903 г. он казался близким к благоприятному завершению, но из-за войны с Японией не нашлось средств. Спустя два года, когда вновь рассматривали вопрос об открытии на местные средства мужской четырехклассной гимназии, Министерство народного просвещения указало на предпочтительность открытия в Яранске полного среднего учебного заведения. В 1908 году таковое было просто необходимо городу: свыше 170 мальчиков — уроженцев Яранского уезда обучались в средних заведениях за пределами своего уезда.

В 1908 году Вятское губернское земское собрание постановило об открытии второго в губернии содержимого на средства казны среднего учебного заведения (первое — Вятская гимназия), избрав пунктом его учреждения город Яранск.

3 июня на соединенном заседании Яранского уездного земского собрания и Яранской городской Думы по предложению председателя земской управы Н.П.Стародумова единогласно было постановлено «ходатайствовать перед Правительством об открытии в городе Яранске мужской гимназии за счет казны, но если потребуются ассигнования на нее из местных средств, то ассигновать от уездного земства ежегодно по 5 000 рублей и от города по 1 000 рублей на содержание гимназии».

Указанием 6 июня 1909 года земской управой перед Управлением Округа было возбуждено ходатайство об открытии в Яранске частного мужского заведения с программой мужской гимназии. А 13 июля 1909 г. Управление округа дало разрешение на открытие частного мужского заведения 1 разряда.

Для заведования вновь открытым учебным заведением Управление Округа командировало, согласно просьбе Уездной Земской Управы, исполняющего обязанности инспектора Вятского реального училища С.А.Исполатова.
 


Здание мужской гимназии на улице Троицкой (ныне — Кирова, 18)

Для помещения учебного заведения земской управой на 2 года с платой 500 рублей в год был арендован каменный двухэтажный дом, принадлежавший Яранскому мужскому монастырю.

Приемные испытания для будущих учеников назначили на 4 сентября. Плата за обучение составляла 25 рублей в год. Возраст для поступления в первый класс определили от 10 до 13 лет. Прошений о приеме было подано 101: в 1 класс — 68, во второй — 33.

Первые гимназисты. В центре — директор гимназии С.А.Исполатов. 1910 год

12 сентября 1909 года, после торжественного молебствия, учебное заведение объявили открытым, а с 15 сентября начались занятия.

Азы наук постигали ученики самых разных сословий: дети дворян и чиновников — 8 человек, священнослужителей — 7, купцов — 4, мещан — 20, крестьян — 34.

Поначалу приходилось трудно: не было ни учебников, ни мебели — ученики сидели на старых партах, взятых из народных школ. Однако поведение учеников особых замечаний не вызывало, кроме выговора в той или иной форме да одного случая временного удаления. Отчисляли редко, лишь тогда, когда ученик уже пробыл в каком-нибудь классе два года и не мог перейти в следующий класс из-за слабой успеваемости. За отличное же поведение и хорошие успехи педагогический совет награждал учеников похвальными листами и книгами. По итогам экзаменов большинство из них в конце года были приняты в следующие классы.

Вскоре сбылась давняя мечта яраничей — в городе открылась гимназия. 16 августа 1910 г. в здании гимназии, которая разместилась в одном помещении с гимназией частной, было совершено торжественное молебствие. Конечно, места не хватало, потому в 1911 г. сделали двухэтажную пристройку с площадью, равной 53,15 саженей.

В 1912 г. в гимназии появилась электрическая станция ( в городе еще не было), использовавшаяся для освещения здания, и проведена вода в кабинет физики. Тогда же под руководством В.А.Дьяконова начал создаваться музей. Кроме того, работали столовая, библиотека, в которой в 1915 г. насчитывалось 4778 книг.

Имена учителей мужской гимназии известны: Исполатов С.А. преподавал математику, геометрию, физику; Агафонников С.А. вел русский язык, Алексеев В.А. — русский и латинский языки, Ганчесов Д.А. учил премудростям латинского языка, истории и географии, Дьяконов В.А. — истории, географии и природоведению, Меркулов М.П. вел рисование и чистописание, Шубин И.И., Марута-Сукало-Краснопольский М.М. исполняли обязанности классных наставников.

В гимназии также изучался Закон Божий, постичь который помогали священник Андрей Александрович Дернов и отец Владимир Ильич Ковин. Имелся в мужской гимназии и врач — Шулятиков А.И. Обучались здесь мальчики из населенных пунктов Царевосанчурска, Кукарки, Костромской и Казанской губерний. В послеурочное время гимназисты играли в футбол, зимой на школьном катке катались на коньках, ходили на лыжах.

Уже в первые годы своего существования гимназия стала культурным центром. Гимназисты ставили постановки, такие как «Женитьба» Гоголя, детскую оперу «Свинья под дубом», ряд сцен из оперы «Жизнь за царя» (последняя — в 1913 году, силами обеих гимназий — мужской и женской). Постановка опер осуществлялась Пинегиным А.Е. и художником Меркуловым.

Вскоре имеющееся здание стало тесным, и общественность города добилась ассигнования на постройку специального здания для гимназии, с отведением места на территории целого квартала, там, где находилась торговая площадь. Начало войны в 1914 году сорвало эти планы.

Через два года (в 1916) состоялся первый выпуск гимназистов–восьмиклассников в составе 11 человек. В 1918 году гимназия преобразована в семилетнюю школу. А с 1940 года — это средняя школа №2.

В 30–40-х годах директором ее был Опарин Дмитрий Семенович, его заместителем по учебно-воспитательной работе — учитель математики Загайнов Иван Иванович. Свыше 30 лет проработал он в нашей школе. Вместе с ним с 1936 года учительствовала Реунова Мария Федоровна. Волевая, энергичная, она умела организовать учителей и учащихся, всегда находилась там, где было трудно. Очень интересно проходили ее уроки истории...


Средняя школа №2

В годы войны школа работала в трудных условиях. Уроки проводились в две смены. Заниматься приходилось при свете коптилок, без тетрадей, поэтому писали на газетах, старых книгах. Было так холодно, что зимою в классах замерзали чернила, и ребята сидели в пальто. Но учились старательно, поддерживали друг друга чем могли. Конечно, в те грозные годы помогали фронту: собирали деньги на строительство танков, самолетов, вязали варежки, носки, вышивали кисеты, писали бойцам письма.

В течение многих-многих лет педколлектив школы формировался, совершенствовался под руководством таких опытных директоров и их заместителей, как Опарин Д.С., Самоделкина А.П., Реунова М.Ф., Елкин И.Г., Ломовцева Н.И., Дегтярев В.А., Небогатиков Е.А., Макаров П.С., Халтурин А.И., Горячевский В.Н., Рязанов Г.С., Ванчугов М.М., Перепелкина Т.А., Козлова Т.Ф., Крутовских Т.Г., Карасева З.И., Ваганова Н.Н., Медведева Н.В.

Педагогический коллектив школы на протяжении многих лет был и остается коллективом единомышленников. Невозможно перечислить имена (а хотелось бы) всех педагогов, кто, передавая детям свои знания, отдавал им свои сердца и души. Три учителя школы были удостоены самого высокого звания — «Заслуженный учитель РФ»: Миловзорова В.И., Крутовских Т.Г. и Зверева К.К.

Есть и награжденные значком «Отличник народного просвещения». Это Миловзорова В.И., Зверева К.В., Крутовских Т.Г., Жаркова Г.И., Гущина Е.М., Байнова Р.С., Ефремова Л.Ф., Козлова В.С., Ломовцева Н.И., Южанина К.Н., Селезнев П.Н., Кожинова Т.В., Черепанова А.В., Дрягина Л.А., Золотова А.М., Небогатикова Л.В., Софронова К.Н., Ваганова Н.Н., Горячевский В.Н., Щеглова В.Е.

Часто теплыми словами вспоминают выпускники Бояринцеву А.И., Крупина Ю.М., Тараткина Ю.В., Крутовских О.М., Бакулову Г.А., Безденежных Е.И.

Большое внимание в школе уделялось пионерскому и комсомольскому движению. Как вспоминает Л.Н.Балдина, работавшая старшей пионервожатой, школьники собирали макулатуру и металлолом, вели переписку со сверстниками из разных стран, шефствовали над младшими, играли в «Зарницу», помогали в уборке черноплодной рябины и картофеля — то есть работа буквально кипела. Не случайно пионерская дружина школы считалась правофланговой — лучшей в районе.