Краткое описание методической системы по теме
«Управление качеством образования школьников через учёт и развитие их индивидуальности»
Педагогическая проблема - разрешение противоречия между требованиями, предъявляемыми Госстандартом к устной и письменной речи учащихся, и растущей неграмотностью школьников, потерей читательской культуры.
Ведущая идея - управление качеством образования обеспечивает более высокий уровень достижений всех его участников.
Цель – обеспечение высокого качества образования учащихся через учёт и развитие их индивидуальности.
Задачи:
-дифференцировать содержание обучения
-разработать систему мониторинга достижений учащихся
-адаптировать образовательный процесс под индивидуальные особенности
обучающихся
-разработать систему внеклассной работы по русской словесности
Основные направления содержания методической системы
1.Система мониторинга на уроках русского языка.
- Определение уровня обучаемости школьников, т.е., реальных возможностей ученика, позволяет индивидуализировать процесс обучения.
- Реализация методики усвоения образовательного стандарта всеми учащимися на уроке. Достижения конкретного ребёнка сравниваются только с его собственными результатами.
- Постоянный мониторинг уровня обученности, что позволяет своевременно ликвидировать пробелы в знаниях.
- Перевод ученика с одного уровня на другой. Это формирует внутреннюю мотивацию к процессу образования.
Результат - своевременная коррекция знаний, полная успеваемость учащихся в течение пяти лет.
2. Система уроков русского языка.
Основные типы урока |
Основная дидактическая цель |
ФОПД учащихся |
Инструмент определения результата |
Ожидаемый результат |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Обеспечить усвоение всеми учащимися на уроке государственного образовательного стандарта (ГОС) |
Фронтальная, групповая (парная), коллективная |
Тест достижений |
Усвоение ГОС всеми учениками |
Урок закрепления знаний |
Создать условия для расширения зоны актуального развития ученика, его субъектности |
Индивидуальная |
Система разноуровневых заданий для индивидуальной самостоятельной работы школьников |
Расширение зоны актуального развития школьников |
Урок комплексного применения знаний |
Выявить уровень обученности школьников |
На выбор учащихся |
Тест обученности |
Уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся |
Урок проверки, оценки ЗУН учащихся |
Выявить уровень сформированности системы качеств знаний |
Фронтальная, индивидуальная |
Задания разного уровня на прочность, действенность, системность |
Уровень сформированности системы качества знаний |
Результат-88% -96% учащихся учатся на «4» и «5»; победы в олимпиадах; средняя отметка по предмету и балл по ЕГЭ выше областных показателей.
3. Развитие творческих способностей детей на уроках литературы через учёт индивидуального познавательного стиля ученика.
- Определение индивидуального познавательного стиля учащегося.
- Развитие индивидуального познавательного стиля учащегося через:
· систему методических приёмов, направленных на развитие образного восприятия мира. В зависимости от возраста ребёнка и степени сформированности мыслительных процессов я условно разделила приёмы на группы и наполнила заданиями, которые предлагаю ученикам на каждом уроке.
1группа: приёмы эмпатии, смыслового, образного и символического видения и т. д. Суть заданий на данные приёмы - прочувствовать состояние другого объекта, живого или неживого.
2группа: эвристические вопросы, эвристическое наблюдение, приём сравнения и т. д. Задания на эти приёмы направлены на порождение необычных идей и путей решения проблем.
3группа: приёмы конструирования, гипотез, прогнозирования, придумывания синтезируют интеллектуальные и творческие способности ученика.
· моделирование уроков творчества: уроков–концертов, уроков- дискуссий, уроков-фантазий, уроков-конференций и т. д.
Результат - победы учащихся на предметных олимпиадах, в творческих конкурсах различных уровней; 100% учащихся учатся на «4» и «5»;средняя отметка по предмету выше областного показателя.
4. Система внеклассной деятельности по интегрированному курсу русской словесности.
Результат - сформирован устойчивый интерес к предметам, внутренняя мотивация учащихся.
5. Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс формирует ключевые компетентности школьников.
Результат - наличие собственной методической системы.
Творческие перспективы:
- разработка показателей качества образования, отражающих специфику преподавания русского языка и литературы в современных условиях;
- освоение диагностик на выявление уровня сформированности ключевых компетентностей обучающихся;
- овладение новыми педагогическими технологиями.