Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Информационные
технологии в новой линии УМК по географии проекта «Сферы» издательства
«Просвещение» под ред. В.П. Дронова.
В концепции модернизации российского
образования на период до 2010 года подчеркивается необходимость ориентации
образования на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, на развитие его
личности, познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная
школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний,
умений и навыков, а также самостоятельную деятельность и личную ответственность
обучающихся.
Обновленный стандарт школьного
географического образования определяет основную цель изучения географии
как «применение географических знаний и умений в повседневной жизни,
использование в практической деятельности разнообразных географических методов,
знаний, умений, а также географической информации». Считаю, что данную цель
можно реализовать только при условии информатизации географического
образования, выработки у учителя навыков практического применения современных
информационных и коммуникационных технологий.
Убеждена, что география – единственный
предмет, объединяющий знания о природном и социально-экономическом
повседневном окружении подростка; что географические знания могут стать базой
для разнообразной практической деятельности и творческого роста личности
ученика.
Доказательством моих слов
является опытно-экспериментальная деятельность по переходу на новую линию
учебных программ и УМК проекта «Сферы» издательства «Просвещение», автор В.П.
Дронов. В 2006 году я стала применять в своей практике компьютерные уроки.
Выделяю 3 варианта моих уроков:
1.
Уроки,
на которых компьютер используется в демонстрационном режиме (один компьютер для
учителя + проектор): лекция (изложение нового материала), закрепление
материала, практическое задание.
2.
Уроки,
на которых компьютер используется в индивидуальном режиме (урок в компьютерном
классе без выхода в Интернет): работа с презентацией при изучении нового
материала, контроль знаний, практические задания, групповые и индивидуальные
проекты.
3.
Уроки,
на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме (урок в
компьютерном классе с выходом в Интернет): творческие задания на поиск и отбор
информации.
Формирование и практическое
использование информационных образовательных предметных сред является одним из приоритетных
направлений информатизации образования в современных условиях.
Считаю, что
компьютерные технологии вносят в учебный процесс принципиально новые
познавательные средства, позволяют сблизить образование с реальным миром.
У ученика современной школы возникает противоречие:
1)
с
одной стороны, ученик готов к использованию и применению информационных
технологий, с другой, в школе нет системных курсов;
2)
противоречие
между унифицированным содержанием географического образования и современным,
т.е. информационным.
При составлении календарно-тематического
планирования уроков географии к традиционной схеме обязательно добавляю раздел:
«Область использования компьютерных технологий и программное обеспечение».
Составление такой модели планирования позволяет видеть перспективы
использования информационных технологий в преподавании, привлекать учащихся к
проектированию урока, выполнять требования стандарта.
Убеждена, что новый УМК
«Сферы» издательства «Просвещение» под ред. В.П. Дронова представляет
возможность изучить предмет по принципу работы в едином информационном поле, что достигается за счет построения УМК как
системы взаимосвязанных информационных ресурсов. Помимо дополнительного объема
информации в учебнике, к каждому уроку дается перечень сайтов в Интернете, где
ученик углубляет свои знания и развивает навыки самостоятельной работы. При
применении на уроках географии информационных технологий по новому УМК
использую методические и логические приемы:
·
Сравнение
– это способ познания посредством установления сходства или различия; это
многогранный способ изучения объектов, требующий специальных знаний и умений,
например, сравнить хозяйственную деятельность человека в природно-хозяйственных
зонах тундры и лесов.
·
Опровержение
– это рассуждение, направленное на установление ложности выдвинутого
утверждения.
·
Резюмирование
– это подведение итогов. Суть этого приема слушания в том, что мы своими словами
подводим итог основным мыслям собеседника.
После изучения каждой темы проводится
контрольная работа с полным анализом достижений учащихся. К новым средствам
обучения в данной технологии относятся и компьютерные презентации учеников к
уроку.
В ходе экспериментальной работы выявила,
что курс «География. Планета Земля. 6 класс» развивает у
школьников наблюдательность, воображение, память, внимание, речь, умение
ориентироваться в пространстве. Например, при наблюдении за погодой я обращаю
внимание на развитие у ребят остроты восприятия цвета неба, зари, разнообразия
их оттенков, формы облаков; на накопление представлений о температурных
ощущениях, о силе ветра и т.д. Важно целенаправленно обучать применению
географических знаний и приемов учебной работы, высказывать свое личное
отношение к фактам, событиям, связанных с воздействием человека на природу.
Ключевую роль в организации учебной деятельности учащихся 6 класса вижу в
организации практических работ и учебных экскурсий на местности.
Практические задания я старалась давать
на каждом уроке. Например, построить график хода температур за месяц, год;
построить розу ветров за 2007 год; определить твердость горных пород и др.
Некоторые практические работы провожу в качестве опережающего домашнего задания
и групповой работы с использованием информационных технологий. Например,
объяснение причин миграционных процессов в пределах Европы, Северной Америки и
евроазиатского пространства – составление картосхемы, использование электронных
контуров материков и автофигур.
Кроме практических работ в учебное
время, расширяю знания детей и применяю их на практике во внеурочное время.
Целевая комплексная программа профильного отряда «Эколог» составлена мною на
основе программных практических работ.
Основные вопросы, над которыми работают
ребята:
¾ проблемы малых
рек нашего района, анализ состава вод, изучение источников загрязнения;
¾ фенологические
наблюдения в природе;
¾ построение
профиля берега р. Ярани;
¾ на
«экологической тропе» - изучение флоры и фауны, источники загрязнения леса,
изучение грызущих насекомых и методов борьбы с ними;
¾ составление
маршрута – съемки «Школа-дом» и другие.
Например, для формирования
эмоционально-ценностного отношения (тема «Атмосфера. Климат» - 6 класс)
необходимо, чтобы ученик понимал важность изучения темы лично им.
Эмоциональность придает не только содержание, но и способы организации учебного
процесса. Интерес вызывает мотивация, которая в сочетании с проблемной
ситуацией способна поддержать эмоциональный настрой в течение всего урока. С
этой целью эффективно провожу уроки в форме игры. Использую такие формы учебной
деятельности, как эссе (самое длительное путешествие), экологические сказки
(«Природа и я»), прием эмпатии («Я –
волна», «Я – облачко»). Например, урок – игра «Путешествие на воздушном шаре»
(тема «Атмосфера» УМК «Сферы» курс «Планета Земля»). Цель – усвоение
программного материала по теме «Атмосфера» через организацию самостоятельной
исследовательской работы учащихся, развитие творческих способностей,
приобретение навыков коллективной деятельности.
I
этап. Индивидуальные задания (мини-проекты):
· строение
атмосферы
· состав и
свойства атмосферы
· атмосферные
явления
· погода и климат
· законы
воздухоплавания
· конструирование
воздушного шара
· история создания
летательных аппаратов
· «дневник
путешествия».
II
этап. Работа с различными источниками информации по мини-проектам.
III
этап. Семинар, на котором заслушиваются подготовленные материалы.
IV
этап. Игра – путешествие.
Возникшее противоречие разрешалось при
использовании в системе электронного учебника, информационных технологий,
компетентности учителя.
Таким образом, я сделала вывод:
использование информационных технологий на уроке и во внеурочной деятельности
позволяет унифицировать образовательный процесс по географии, создать атмосферу
творчества и инициативы.
Первым результатом моей
экспериментальной работы является повышение интереса к предмету. Увеличивается
количество учеников, которые с желанием и хорошим настроением идут на уроки (с
38% до 63%), учащиеся выражают активное желание подготовить сообщения за
страницами учебника, творческую работу, компьютерную презентацию (72%).
Наблюдаю повышение уровня обученности и качества знаний (в годовых оценках
6-7-х классов нет «3»).
Считаю, что урок – часть жизни ученика.
Информационные технологии на уроке организуют учебный труд так, что интерес к
теме не гаснет в течение всего урока. Нельзя забывать слова Крейг о Берретта,
генерального директора Intel:
«Технологические достижения ничего не значат, если учителя не знают, как их
эффективно использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя».
|