Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Краткое описание методической системы.
Ведущая идея методической системы – практическая
направленность географического
образования, социализация учащихся.
Цель
методической системы – создание условий для применения учащимися географических знаний и умений в повседневной
жизни.
Основные направления деятельности –
информатизация и гуманизация географического
образования.
Мотивационное обеспечение деятельности
учащихся через разрешение противоречий:
1)
противоречие
между унифицированным содержанием географического образования и современным,
т.е. информационным;
2)
противоречие между разнообразной практической
деятельностью школьника на уроке и
необходимостью развития самооценки личности ученика.
Содержание образования:
1. Разработка авторской системы уроков, направленных
на использование и применение информации.
При составлении
календарно-тематического планирования уроков географии к традиционной схеме
добавляю раздел: «Область использования компьютерных технологий и программное
обеспечение». Составление такой модели планирования позволяет видеть перспективы
использования информационных технологий в преподавании, привлекать учащихся к
проектированию урока, выполнять требования стандарта.
Использую методические и логические приемы:
·
Сравнение
– это способ познания посредством установления сходства или различия; это
многогранный способ изучения объектов, требующий специальных знаний и умений.
·
Опровержение
– это рассуждение, направленное на установление ложности выдвинутого
утверждения.
·
Резюмирование – это подведение итогов по основным мыслям собеседника.
Система уроков:
1.
Уроки,
на которых компьютер используется в демонстрационном режиме (один компьютер для
учителя + проектор): лекция (изложение нового материала), закрепление
материала, практическое задание.
2.
Уроки,
на которых компьютер используется в индивидуальном режиме (урок в компьютерном
классе без выхода в Интернет): работа с презентацией при изучении нового
материала, контроль знаний, практические задания, групповые и индивидуальные
проекты.
3.
Уроки,
на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме (урок в
компьютерном классе с выходом в Интернет): творческие задания на поиск и отбор
информации.
Диагностичность заданных целей - компьютерные
презентации учеников к уроку.
2. Апробация новой линии УМК проекта «Сферы», автор В.П.
Дронов.
Модель изучения
курса «Земля и люди»:
1.Частичный
перенос сведений о природе материков из регионального в общезем
леведческий.
2.Изучение
особенностей природы, населения и хозяйства территорий.
3. Изучение
взаимосвязи компонентов природы, населения и хозяйства территорий.
4.Характеристика
народов, их образа жизни, материальной и духовной культуры,
хозяйственной
деятельности.
Диагностичность
заданных целей -
после изучения каждой темы проводится контрольная работа с полным анализом
достижений учащихся, как предметных, так метапредметных и личностных.
3.Усиление воспитательного потенциала
географического образования.
Целевая
комплексная программа профильного отряда «Эколог» решает проблему гуманизации
географического образования.
Основные вопросы
школьного проектирования:
¾
проблемы
малых рек нашего района, анализ состава вод, изучение источни-
ков загрязнения;
¾
фенологические
наблюдения в природе;
¾
построение
профиля берега реки Ярани;
¾
на
«экологической тропе» - изучение флоры и фауны, источники загрязнения леса,
изучение грызущих насекомых и методов борьбы с ними;
¾
составление
маршрута – съемки «Школа-дом» и другие.
Этапы деятельности
I этап. Индивидуальные задания (мини-проекты):
¾ строение
атмосферы
¾ состав и
свойства атмосферы
¾ атмосферные
явления
¾ погода и климат
¾ законы
воздухоплавания
¾ конструирование
воздушного шара
¾ история создания
летательных аппаратов
¾ «дневник
путешествия»
II этап. Работа с
различными источниками информации по мини-проектам.
III этап. Семинар, на котором заслушиваются
подготовленные материалы.
IV этап. Игра –
путешествие.
Диагностичность заданных целей - индивидуальные
и коллективные проекты учащихся и их практическая реализация.
Результативность педагогической деятельности.
Предметные
результаты учащихся
-Повышение
интереса к предмету (с 38% до 63%)
-Повышение
качества знаний (с 54% до 66%)
-увеличение
количества победителей олимпид (с 15% до
20%)
Метапредметные
Активизация
учебных умений по работе с разными источниками информации( желание подготовить
сообщения за страницами учебника, выполнить творческую работу, компьютерную
презентацию ( с 46% до 72%).
Личностные
Повышение уровня
самооценки (с 54% до 69%)
Развитие
коммуникативных умений, желание работать в группе (32% до 56%)
Самостоятельная исследовательская деятельность учащихся, развитие творческих способностей.
|