Краткое описание методической системы.
Ведущая идея методической системы – практическая направленность географического образования, социализация учащихся.
Цель методической системы – создание условий для применения учащимися географических знаний и умений в повседневной жизни.
Основные направления деятельности – информатизация и гуманизация географического образования.
Мотивационное обеспечение деятельности учащихся через разрешение противоречий:
1) противоречие между унифицированным содержанием географического образования и современным, т.е. информационным;
2) противоречие между разнообразной практической деятельностью школьника на уроке и необходимостью развития самооценки личности ученика.
Содержание образования:
1. Разработка авторской системы уроков, направленных на использование и применение информации.
При составлении календарно-тематического планирования уроков географии к традиционной схеме добавляю раздел: «Область использования компьютерных технологий и программное обеспечение». Составление такой модели планирования позволяет видеть перспективы использования информационных технологий в преподавании, привлекать учащихся к проектированию урока, выполнять требования стандарта.
Использую методические и логические приемы:
· Сравнение – это способ познания посредством установления сходства или различия; это многогранный способ изучения объектов, требующий специальных знаний и умений.
· Опровержение – это рассуждение, направленное на установление ложности выдвинутого утверждения.
· Резюмирование – это подведение итогов по основным мыслям собеседника.
Система уроков:
1. Уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме (один компьютер для учителя + проектор): лекция (изложение нового материала), закрепление материала, практическое задание.
2. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме (урок в компьютерном классе без выхода в Интернет): работа с презентацией при изучении нового материала, контроль знаний, практические задания, групповые и индивидуальные проекты.
3. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме (урок в компьютерном классе с выходом в Интернет): творческие задания на поиск и отбор информации.
Диагностичность заданных целей - компьютерные презентации учеников к уроку.
2. Апробация новой линии УМК проекта «Сферы», автор В.П. Дронов.
Модель изучения курса «Земля и люди»:
1.Частичный перенос сведений о природе материков из регионального в общезем
леведческий.
2.Изучение особенностей природы, населения и хозяйства территорий.
3. Изучение взаимосвязи компонентов природы, населения и хозяйства территорий.
4.Характеристика народов, их образа жизни, материальной и духовной культуры,
хозяйственной деятельности.
Диагностичность заданных целей - после изучения каждой темы проводится контрольная работа с полным анализом достижений учащихся, как предметных, так метапредметных и личностных.
3.Усиление воспитательного потенциала географического образования.
Целевая комплексная программа профильного отряда «Эколог» решает проблему гуманизации географического образования.
Основные вопросы школьного проектирования:
¾ проблемы малых рек нашего района, анализ состава вод, изучение источни-
ков загрязнения;
¾ фенологические наблюдения в природе;
¾ построение профиля берега реки Ярани;
¾ на «экологической тропе» - изучение флоры и фауны, источники загрязнения леса, изучение грызущих насекомых и методов борьбы с ними;
¾ составление маршрута – съемки «Школа-дом» и другие.
Этапы деятельности
I этап. Индивидуальные задания (мини-проекты):
¾ строение атмосферы
¾ состав и свойства атмосферы
¾ атмосферные явления
¾ погода и климат
¾ законы воздухоплавания
¾ конструирование воздушного шара
¾ история создания летательных аппаратов
¾ «дневник путешествия»
II этап. Работа с различными источниками информации по мини-проектам.
III этап. Семинар, на котором заслушиваются подготовленные материалы.
IV этап. Игра – путешествие.
Диагностичность заданных целей - индивидуальные и коллективные проекты учащихся и их практическая реализация.
Результативность педагогической деятельности.
Предметные результаты учащихся
-Повышение интереса к предмету (с 38% до 63%)
-Повышение качества знаний (с 54% до 66%)
-увеличение количества победителей олимпид (с 15% до 20%)
Метапредметные
Активизация учебных умений по работе с разными источниками информации( желание подготовить сообщения за страницами учебника, выполнить творческую работу, компьютерную презентацию ( с 46% до 72%).
Личностные
Повышение уровня самооценки (с 54% до 69%)
Развитие коммуникативных умений, желание работать в группе (32% до 56%)
Самостоятельная исследовательская деятельность учащихся, развитие творческих способностей.